Календарь / Кубок Урал-100 / Регистрация / Заявки / Результаты / Контакты
FIS-SKI / Минспорта РФ / SKISPORT.RU / IBU / ФЛГР / ФЛГСО / СБР / ФТР / ФСОР
  СТАРТЫ

Календарь соревнований по легкой атлетике в Свердловской области

Поиск

Расширенный поиск

Счетчики

На сайте
  Гостей: 2
Пользователей: 0

Эрик Хасанов: «Моя история. Лыжные марафоны и переходы»

История спортивных увлечений на Урале редко кого обходит стороной в виде лыжного спорта. Хотя бы раз в жизни каждый из уральцев встает на лыжи.  Но осознанно лыжными гонками увлекаются не все. Много имеется факторов для освоения этого интересного вида спорта. Если идти конкретно от человека,  который хочет познать азы лыжных гонок, то прежде чем выйти на лыжную трассы, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. Обеспечить себя экипировкой и инвентарем, приобрести парафины и мази,  а также устройства для подготовки лыж. Непосредственно сам лыжник основу своих тренировок создает не в снежный период. Лето и осень,  в этот период закладываются тренировки под формирование функционального состояния организма. Наиболее близко к лыжным движениям спортсмены приближаются при проведении тренировок на лыжероллерах, а также проводятся имитационные забегания в гору с лыжными палочками.

Кроме приведенного выше имеются объективные факторы, которые отражаются на возможности заниматься лыжными гонками. Необходима инфраструктура,  которая обеспечивает условия для занятий лыжными гонками. Помещения, место для подготовки лыж, подготовка лыжной трассы с применением специальных устройств и механизмов, наличие нескольких вариантов трасс с шириной соответствующей правилам соревнований, освещенные участки трассы для тренировок в темное время суток, асфальтированные лыжероллерные трассы.

Практически в каждом городе на Урале имеются лыжные трассы, где-то обеспеченные помещениями в виде комплексного центра или непосредственно только лыжной базы,  а где-то в качестве помещения используются подвалы близких к трассам домов, либо временные строения.

Факторов много, но если смотреть на другие виды спорта, то и там при более детальном рассмотрении, обнаруживаются свои специфики,  где-то больше, где-то меньше.  В силу обстоятельств я не занимаюсь лыжными гонками, но, тем не менее, с лыжами связаны многие воспоминания.

В 1983 году в феврале команда  в составе из шести человек отправились из Миньяра в направление на северо-запад в лыжный переход, по пути перехода добровольцев Миньярского отряда, которые шли на соединение с частями Красной Армией во времена Гражданской войны. Поход организовывал профком Миньяского метизно-металлургического завода. Нам были выделены талоны на приобретение дефицитных продуктов – гречки, сгущенки.

Историческая справка: В феврале 1919 группы миньярцев совершили несколько лыжных переходов через линию фронта для соединения с частями Красной армии; в одном из них все члены группы (Д. К. Брагин, А. Н. Гайструк, В. П. Козлов, И. Е. Осьмухин, В. Д. Чертов и др.; командир К. М. Туманов, комиссар В. В. Грачев) получили сильные обморожения, 15 человек погибло.

Нам предстояло пройти около 120-150 километров по непротоптанным снежным  просторам с переходом через хребет Каратау (википедия). С собой мы брали провиант, одежду для переодевания, пару ружей, туристическую экипировку для проведения ночевок. Вес рюкзаков составлял порядка 20-30 кг. Передвигались на охотничьих лыжах подбитых камусом. В то время туристы использовали для переноски своих вещей – станковые рюкзаки. По равнинным местам с такими рюкзаками передвигаться удобно – вес распределяется равномерно на плечи и на пояс. Но на лыжах эти рюкзаки проявили свой изъян. Особенно неудобно с ними спускаться с крутых гор – рюкзак так и норовит опрокинуться вперед через голову.  У меня был обычный походный рюкзак, без жесткой спинки. Укладка в такой рюкзак требует учета, как груз будет давить на спину,  а потому мягкие вещи ближе к спине,  а то, что может давить – во внешнюю сторону рюкзака. То, что потребуется во время перехода – в кармашки, а что потребуется на период ночевки – в самые дальние отсеки.

Состав команды формировался по принципу – три охотника, которые знают местность и три лыжника – спортсмена. Один из охотников следил за тем, как проложен наш путь и корректирует продвижение, а спортсмены выступали в роли прокладывающих лыжню.  Несмотря на то, что мы шли на широких лыжах после нас оставался лыжный след глубиной до 20-30 сантиметров. Первый, а им чаще всего был Зуфар Кайбышев, шел в достаточно быстром темпе,  чтобы продавить снег,  ему приходилось почти бежать. При этом последний участник группы шел легким шагом, но при этом рюкзак у последнего был самый тяжелый. Я зачастую шел на второй позиции и заглаживал проложенный след, идя по своеобразной лестнице. С первой ночевки и до конца похода у меня во снах эти лесенки мелькали перед глазами постоянно. В день мы успевали пройти до 30 километров, световой день в феврале около 8 часов. Утром выходили затемно, и старались засветло добраться до ночевки.  Палаткой ни разу не пользовались – старались останавливаться в охотничьих избушках. По прибытие на место роли распределялись – кухня, поиск дров, пополнение воды, разведка местности. Можно было оставить рюкзаки в избушке и прогуляться налегке по дальнейшему маршруту.  Погода на момент перехода в основном была стабильная, но тем не менее температура  воздуха в зависимости от времени суток гуляла прилично – от 10 до 30 градусов мороза. На хребте Каратау деревья были полностью залеплены снегом и смотрелись как сказочные фигуры.

В походе часто встречались следы волчьей стаи, иногда попадались куропатки и зайцы, но особого контакта со зверями у нас не было, хоть шли мы по малолюдным местам. Из запомнившегося: ночевка в избушке укрываясь волчьей шкурой, чай из чаги, незамерзающий ручей, наваристая  гречневая каша, которую сколько не черпали из котелка, она все прибывала и  прибывала, рассказы бывалых охотников о местах, где мы шли.

Поход наш был пятидневный – после перехода через Каратау, добрались до леспромхоза, оттуда на автобусе до станции Иглино и на электричке вернулись домой.

А через день после возвращения домой трое из нашей команды отправились в Ашу на районные соревнования по биатлону – проводилась эстафета на этапе с одним огневым рубежом из положения лежа. Винтовку передавали в качестве эстафетной палочки.  Было необычно стоять на беговых лыжах – после широких охотничьих казалось, что под ногами соломинки, а вес винтовки вообще не ощущался. При беге по трассе, я не сразу обратил внимание, что в одном месте над трассой ветка дерева преграждает путь. Сам-то я проехал,  а вот винтовка стволом ветку захватила и так, что я чуть не сел на пятую точку. Но прицел не пострадал, и винтовка осталась работоспособной. Наша команда оказалась весьма меткой и быстрой и мы с легкостью выиграли в этой эстафете.

После службы в армии в 1986 году я еще раз сходил в лыжный поход почти с тем же составом участников. В этот раз,  пройдя почти по тому же маршруту, что и прежде, мы и обратно вернулись  своим ходом, только путь обратно был выбран севернее с выходом на реку Миньяр.  В последний день похода днем было необычно тепло и солнечно, а уже в ночь мороз стоял крепкий – рукавицы стали превращаться в ледышки, едва успели дойти до дома.

В дальнейшем с лыжами были эпизодические  встречи. В институте на занятиях по лыжным гонкам на Уктусе. Теорию и практику нам преподавал Валерий Иванович Уженцев, много интересного он рассказывал по истории лыжных гонок, про то, что в Свердловской области производился весь лыжный инвентарь. Рассказывал он про свои изобретения лыжных покрытий – графитовое покрытие, пластиковое. Жаль многого не запомнил я в те годы.

После института уже работая в Среднеуральске, в 1992 году решился на преодоление лыжного марафона на дистанции 50 километров. Дистанция от коттеджа невдалеке от стадиона Энергетик вдоль озера Исетского за Коптяки, пара подъемов а районе базы отдыха Энергетик и в сторону старта. Круг 12,5 км. Да, настрадался я на последнем круге, но до финиша добрался. Когда я шлепал по третьему кругу, меня в дальней точке догнал на круг Валерий Карпухин. Видимо вид у меня был не ахти – он снял свою поясную сумку и отдал мне со словами – там, если что,  есть подкормка. Был интересный момент – заканчиваю третий круг, лидеры уже финишировали, и кроме них уже значительная часть участников финишировала и финиширует. Мне показывают – давай финишируй, а я отвечаю мне еще круг. Мои друзья-товарищи недоумевали – как так медленно можно ехать. В итоге добежал я марафон за 3 часа 27 минут, а победитель Логинов уже больше часа как отдыхал.  Но главное марафон был преодолен.

В 1995 году была еще одна попытка пробежать лыжный марафон. Теперь уже в Миассе 70 км свободным стилем «Азия-Европа-Азия». Перед тем как ехать на марафон, взял я на лыжной базе ЕТТУ лыжный инвентарь,  сделал пару тройку забегов на 3-5 км и решил, что к старту готов. Марафон для меня был попутный, я в Миасс поехал на встречу оргкомитета по проведению Фестиваля бега в дни проведения марафона «Бег чистой воды». Борис Прокопьев в то время был Президентом Ассоциации бега России, а я членом совета Ассоциации от Уральского региона.  По пути в Миасс из Челябинска добирался электричкой и там познакомился с Леонидом Волковым. Время в пути пролетело незаметно – пообщались, познакомились. Леонид рассказывал, что обычно он на марафоне в Миассе делает не два круга по 35 км, а три. И бегает он не коньком, а традиционным классическим ходом. Стартуем, и постепенно быстрые лыжники уходят вдаль, а мы с Леней продолжаем общение на ходу. Километре не 18-м, на спуске я вместо того, чтобы смотреть куда еду, что-то говорю Леониду, почти повернув голову назад, и вдруг понимаю, что ухожу с лыжни и теряю равновесие.  Стараюсь устоять на ногах, центр тяжести уходит на пятки, и управление лыжами теряю. Прямо по курсу стоит береза с раздваивающимися стволами, ее мне не удается объехать и левый ствол принимает меня в свои горячие объятья. Ударяю грудь и соприкасаюсь головой. Встреча запомнится надолго.  Закончив 35 км решаю дальше не испытывать себя, снимаюсь с соревнований и отправляюсь на базу. На полпути к базе меня объезжает Данила Хасанов. Оказывается, он только что финишировал победителем на 70 км марафоне. Такой вот я лыжник!

На встрече у главы Миасса нам с Борисом Прокопьевым вручили сувенирные топорики Златоустовских мастеров. Мне в шутку сказали – это тебе для того, чтобы к березке сходил.

Возможно, при участии в лыжных марафонах классическим стилем  мне было бы комфортнее, а вот коньковый ход так и остался неосвоенным. Не мое это – так выходит.

Эрик Хасанов

Оглавление  |  На верх

....

Страхование для тренировок и соревнований онлайн

Другие разделы сайта:
  - Школа
- Блог автора
- Марафон им. Дутова
- ski66.ru Полумарафон-Гандикап

Прогноз погоды:

Погода на Урале

Интересные сайты:

Канал в Телеграмм, Марафон-Электро, ПроБЕГ в России и мире , СОЛЛС, СОЛЛС в Контакте , КЭБ "Гепард", Alt Timing live, russiarunning, Про Байк, ФОСО